МУЗЕЙ УРАЛЬСКИХ СКАЗОВ

(Интерактивный музей по сказам П.П. Бажова)

Москва, Семеновский переулок, дом 6, этаж 3

8-963-750-45-33, 8-499-713-01-20, 8-991- 107-93-85

МУЗЕЙ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ!!!

    ВНИМАНИЕ!!!

    Приносим свои извининея, в ближайшие дни ожидаются проблемы со связью. Если вы не смогли нам дозвониться, можно  написать на WhatsApp +7 991-107-93-85 или +7 963-750-45-33.

    Обращаем Ваше внимание, что для посещения музея детям необходимо иметь при себе сменную обувь, взрослым паспорта. 

    Оплата в музее и сувенирном киоске только наличными, карты временно не принимаются.

    Златоустовская гравюра на стали

    Златоустовская гравюра: происхождение и особенности

    Златоустовская гравюра на стали относится к русским народным художественным промыслам и заключается в украшении гравировкой стальных изделий. Гравюры, в основе которых лежат характеристики металла, представляют собой самобытный вид искусства. Для оформления декоративного изделия применяется специальная обработка, используются золото, серебро и никель.

    Зарождение искусства связано с небольшим городом в Челябинской области — Златоустом. Сегодня его знают искусствоведы и коллекционеры во всем мире. С начала XIX века златоустовские мастера декорировали гравировкой все виды холодного оружия, а также бытовые предметы из стали, в частности, шкатулки, письменные приборы, портсигары. Изделия уральских граверов отличались изяществом и великолепным качеством.

    За время своего существования златоустовская гравюра не утратила красоту и выразительность. К реалистичности изображений и лаконичности форм, присущим этому искусству с начального периода развития, добавились богатые сюжеты, разнообразие применяемых техник. Самыми популярными мотивами изображений можно назвать:

    • мифологические сюжеты гравюр;
    • бытовые сцены военного и мирного времени;
    • природу и животный мир Урала;
    • сложные орнаментальные узоры.

    По мере развития златоустовское искусство впитывало современные стили и идеи, сохраняя при этом самобытность и уникальность.

    Происхождение златоустовской гравюры

    Златоустовское декоративно-прикладное искусство — примечательное культурное явление России. Его возникновение связано с украшением клинкового холодного оружия. Уже с начала XIX века построенный по приказу императрицы Елизаветы Петровны город-завод славился как один из ведущих металлургических производств. Однако широкую известность мирового масштаба город на Южном Урале получил не благодаря изготовлению металла высокого качества.

    Среди остальных металлургических предприятий Урала Златоуст выделялся тем, что именно здесь производили фабричное украшенное холодное оружие и художественные гравюры. Открытая в 1815 году при заводе Оружейная фабрика стала самостоятельным производственным предприятием и выпускала все виды клинкового оружия. Продукция была представлена:

    • кинжалами из стали;
    • гусарскими саблями;
    • кирасирскими и драгунскими палашами;
    • армейскими и гвардейскими тесаками;
    • охотничьими ножами.

    Все изделия фабрики были художественно украшены, принималось также множество индивидуальных заказов на выполнение декорированного оружия.

    Происхождение златоустовской гравюры

    Златоустовское декоративно-прикладное искусство — примечательное культурное явление России. Его возникновение связано с украшением клинкового холодного оружия. Уже с начала XIX века построенный по приказу императрицы Елизаветы Петровны город-завод славился как один из ведущих металлургических производств. Однако широкую известность мирового масштаба город на Южном Урале получил не благодаря изготовлению металла высокого качества.

    Среди остальных металлургических предприятий Урала Златоуст выделялся тем, что именно здесь производили фабричное украшенное холодное оружие и художественные гравюры. Открытая в 1815 году при заводе Оружейная фабрика стала самостоятельным производственным предприятием и выпускала все виды клинкового оружия. Продукция была представлена:

    • кинжалами из стали;
    • гусарскими саблями;
    • кирасирскими и драгунскими палашами;
    • армейскими и гвардейскими тесаками;
    • охотничьими ножами.

    Все изделия фабрики были художественно украшены, принималось также множество индивидуальных заказов на выполнение декорированного оружия.

    Навыки по вытравке и позолоте русские мастера получили от семьи Шафов. Отец с тремя сыновьями прибыли в Россию из германского города Золингена — одного из знаменитых оружейных центров. Немецкие мастера обязательно клеймили и подписывали каждое изделие именем автора, а в качестве украшения использовали символические узоры и орнаменты. Их наносили на оружие при помощи гравировки поверх позолоты.

    Русские мастера Златоустовской фабрики, Иван Бушуев и Иван Бояршинов, переняли это декоративное искусство и стали выполнять правительственные заказы. Гравированные декором с позолотой клинки дарили высокопоставленным особам и демонстрировали на мануфактурно-промышленных выставках. Впоследствии уральские мастера достигли высокого художественно-технического уровня, став основоположниками оригинальной школы златоустовского искусства гравировки.

    История златоустовской гравюры на стали

    Дальнейшее развитие златоустовской гравюры происходило под влиянием эпохи Историзма. Во второй половине XIX века большое значение получило массовое промышленное производство. Художественная отделка того периода характеризовалась упрощенными орнаментальными композициями, в частности, для декорирования оружия широко применялись растительные мотивы.

    В конце XIX-начале XX века стала заметна ярко выраженная новая художественная манера. Популярность получило декорирование рамок для фото, обложек альбомов, столовых приборов, ножей для бумаги. После 1917 года завод в Златоусте продолжал работу, однако сюжеты украшения холодного оружия претерпели изменения. Теперь на первый план вышли:

    • революционные сюжеты гравюр;
    • портреты вождей Коммунистической партии.

    На смену классицизму пришел модерн, при этом практически вытеснив авторский стиль.

    Массовый выпуск продукции и внедрение метода сеткографии позволили перейти на новый этап развития. Художники смогли изготавливать панно большого размера с репродукциями известных картин. Для фасадов правительственных учреждений этим методом производили огромные портреты Ленина и Сталина.

    Интерес к народному промыслу снова пробудился в 1960-е, и златоустовская гравюра получила новый толчок к развитию. Открывались художественные и профессионально-технические училища, молодые выпускники которых могли раскрывать свои таланты, работая на производстве предметов бытового назначения. С этим периодом связаны имена Г.Берсенева, А.Богачева, О.Аверкина и других русских художников-граверов.

    Технология златоустовской гравюры

    Создание златоустовской гравюры на стали — это сложный многоэтапный процесс. Его основные операции:

    • разработка эскиза будущего изображения;
    • подготовка листа стали: вырезание, шлифовка;
    • нанесение тонкого контурного рисунка специальной иглой;
    • нанесение кистью битумного лака для защиты металла в процессе травления и нанесения декоративных покрытий;
    • травление не защищенной лаком поверхности химическим способом;
    • резьба рисунка и фона при помощи штихеля;
    • декоративная отделка: нанесение в несколько слоев покрытий гальваническим методом;
    • чеканка выступающих элементов.

    Для декоративной выразительности изделий большое значение имеет отделка, которую также можно разбить на несколько этапов. На первом из них происходит чернение — таким образом получают черные оттенки и тени сюжета изображения. То, что должно остаться черным, закрывается лаком перед последующим процессом никелирования. С его помощью получают светло-серые матовые или глянцевые тона. На третьем этапе, основном и, как правило, заключительном, происходит золочение. Золотое покрытие наносится на поверхность картины, после чего при необходимости используются серебрение и синение.

    Процесс создания гравюры достаточно трудоемкий и требует от мастеров тщательной проработки мелких элементов изображения. От исполнителей ожидается ювелирная точность и собранность на каждом из этапов технологического процесса. При этом они должны владеть разнообразными техниками, такими как чернение, травление, никелирование, золочение, серебрение, гравирование поверхности. Именно их искусное применение позволяет достичь разнообразия, выраженности узоров, красоты фактуры изделий.

    Особенности стиля

    Русскому искусству гравюры были присущи характерные особенности с самых первых этапов развития. Еще И.Бушуев стал использовать в своих работах восточный декор. Кроме сюжетов, Иван Бушуев привнес в этот вид искусства элементы уникального художественного стиля. Узнаваемая манера уральского мастера предполагает идеальное соблюдение пропорций, а также динамичность персонажей. Это резко отличало изображения от принятых у немцев. И.Бояршинов, в свою очередь, был известен как автор рисунков на охотничьи темы, сложных изящных орнаментов.

    Фантазия и смелость позволили русским мастерам превзойти своих учителей Шафов как по разнообразию сюжетов, так и по возможностям техники. В частности, получение различных оттенков посредством изменения состава кислоты и продолжительности химической реакции — особенность, присущая именно златоустовским гравюрам.

    Среди отличительных особенностей можно выделить:

    • цветовую гамму гравюр от черного до сине-голубого;
    • светотеневую моделировку благодаря никелевым полутонам;
    • сложные многообразные рельефы;
    • сильные изменения сюжетов под влиянием исторической обстановки.

    Более того, русские мастера изобрели собственный, самобытный способ украшения золотом изображений. После перенесения на клинок задуманного изделия золото растворяли в ртути, а затем помещали в маленький кисет из замши. По раскаленной поверхности обрабатываемого предмета водили таким кисетом, и после испарения ртути золото вплавлялось в металл.

    После остывания оружия его очищали от лака при помощи травления, за счет чего получали разнообразные отличные от цвета металлической основы оттенки. И.Бушуев первым отказался от традиционного нанесения изображения иглой, взяв в руки кисть и киноварь. За счет этого готовое изделие получило уникальную особенность — рельефность.

    Примеры изделий златоустовской гравюры

    Златоустовский стиль гравировки изначально применялся для декорирования разных видов оружия. Позже произошло расширение возможностей, и стиль распространился на украшение различных бытовых предметов: ножей для бумаги, шкатулок, панно. В наше время границы искусства расширились еще больше: в продаже можно найти отделанные характерными рисунками и орнаментами предметы посуды и даже лампы.

    В наше время - это традиционное прикладное искусство имеет огромное сувенирное значение. Интерес к народному русскому промыслу не ослабевает. Кроме того, изделия, декорированные златоустовской гравюрой снова приобрели оттенок элитарности. Каждый предмет выполняется мастером вручную, поэтому филигранные узоры неповторимы.